Литературная деятельность
«Осенью 1923 года он приехал в Петроград, попытался устроиться на работу инженером, и ему даже помогал в этом его гимназический товарищ Коля Корнейчуков, теперь известный писатель Корней Чуковский, но все было безуспешно: инженеры нигде в то время не требовались.
Однажды, когда Борис Степанович пришел к Чуковскому, тот был чем-то очень занят, и Житков весь день проговорил с детьми, рассказывая им о своих приключениях на суше и на море. Дети были в восторге и кричали ему: «Еще! еще!» Когда Житков уже собирался уходить, Корней Иванович сказал:
— Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!
«Через несколько дней — гораздо раньше, чем я ожидал,— вспоминал К. Чуковский,— он принес мне школьную тетрадку, куда убористым почерком была вписана какая-то морская новелла,— кажется, одна из тех, какие он рассказывал детям... Я присел к столу, взял карандаш и приготовился редактировать лежавшую передо мною тетрадку, но вскоре с удивлением убедился, что редакторскому карандашу здесь решительно нечего, делать, что тот, кого я считал дилетантом... законченный мастер».
К. Чуковский сказал Борису Житкову, чтобы он отнес свои рассказы Самуилу Яковлевичу Маршаку, который в ту пору редактировал детский альманах «Воробей», вскоре переименованный в «Новый Робинзон». То, что произошло дальше, мы узнаём из воспоминаний С. Маршака и дневника самого Житкова. ,
«...Ко мне в редакцию,— рассказывал С. Маршак,— пришел уже немолодой, но очень энергичный, подвижной человек небольшого роста, сухонький, смуглый, с острым профилем вождя краснокожих, и назвал себя по имени и фамилии... Отдав мне свой рассказ («Над водой»), Житков остался ждать в шумном и гулком редакционном коридоре, а я поспешил к своим товарищам по работе, чтобы вместе с ними прочитать рукопись... С первых же строк его рассказ поразил нас четкостью, простотой, живым, а не книжным языком — точным, метким и характерным. Нам сразу стало ясно, что перед нами... вполне сложившийся писатель. Вся наша редакция в полном составе вышла в коридор, чтобы приветствовать Бориса Житкова...»
Это случилось 11 января 1924 года.
Нет, конечно, все это произошло совсем неожиданно,— Борис Житков никогда и не собирался стать детским писателем. И даже не думал об этом, когда писал свой первый рассказ для детей. Он сочинял его, так сказать, «на пробу». Но уж коли рассказ одобрили, приняли, он со всей целеустремленностью своего характера ринулся навстречу собственному призванию».
Произведения для детей
Детская литература ждала такого писателя. Писателя, который бы увлек своим рассказом в невыдуманные плаванья по морям, в путешествиях по земле и по воздуху... Писателя, который бы знал технику не понаслышке и книги которого бы отвечали на «сто тысяч как» и «сто тысяч почему», отвечали по-деловому, без приседания на корточки перед маленьким читателем и сюсюканья.
Писателя, который бы создал множество книжек, как самому, своими руками сделать модель, сшить одежду, смастерить киноаппарат, самокат, лодку, машину...
Таким писателем и стал Борис Житков. Он словно все сорок два года готовился к новому для себя делу.
Журнал "Новый Робинзон"
«Журнал «Новый Робинзон», в который он пришел и где его так горячо встретили, был журналом-новатором, открывателем новых путей в детской литературе. Отсюда и его необычное название. Будто в самом деле высадился Робинзон на острове детской литературы и ему предстоит стать пионером, пролагателем новых троп.
Борис Житков стал не только писать для журнала. Он вместе с Маршаком сделался одним из его редакторов, создателей. Журнал хотел совершить и совершил переворот в стихах и в прозе для детей, в научно-художественных очерках, даже в фотографиях. На страницах «Нового Робинзона» печатались повести и рассказы Н. Тихонова и К. Федина, В. Каверина и Б. Лавренева, стихи С. Маршака и Н. Асеева, Б. Пастернака и О. Мандельштама, очерки и сказки М. Ильина, Е. Шварца, В. Бианки...
И Борис Житков был здесь тоже одним из самых нужных авторов. Он вел в журнале три отдела: «Бродячий фотограф», «Мастеровой» и «Как люди работают». Из них потом выросли его книжки: «Воздушный шар» (1926), «Сквозь дым и пламя» (1926), «Гривенник» (1927), «Про эту книгу» (1927), «Буер-самоделка» (1927) и другие.
Увлекательно и просто рассказывал в них Борис Житков, как устроен телеграф, как печатают книгу, что такое электричество, как чеканят монеты, сколачивают плот, строят паровозы и прочее, прочее.
Вот, скажем, ему надо рассказать, для чего существует зоопарк. Как это сделать в коротком очерке? Житков начинает издалека — с древнего Рима. Там на арене огромного цирка, Колизея, развалины которого сохранились до наших дней, стравливали на потеху публике слона и носорога, льва и бизона, гиппопотама и пантер... «Императоры покупали любовь столицы» такими кровавыми представлениями. И, рассказывая о них, Житков говорит: «Тогдашние люди изумились бы, приняли нас за сумасшедших, если б увидали на больничной койке заботливо забинтованную лису с компрессом, обезьяну с термометром под мышкой... Они не поняли бы, что здесь узнают тайны животной жизни, которые иначе не подглядеть нигде... И мы так же пристально глядим на их [животных] жизнь, как римляне глядели на их смерть» («Колизей и зоопарк»).
Больше о зоопарке не сказано ни слова, но мы уже поняли, зачем люди его устраивают.
Житков стремительно вошел в литературу. Сбылось предсказание Корнея Чуковского: «вспомнишь мое слово — будешь нарасхват».