Фокина Ольга Александровна

(Род. 02. 09. 1937, д. Артемовская Верхне-Тоемского р-на Архангельской обл.)

Широка – долга
Луговина,
Ни дорог на ней,
Ни тропинок.
Десять верст – ни мало,
Ни много –
С одного конца
До другого.

          Ольга Фокина

Архангельск

(Слайд)

   После окончания семилетки Ольга Фокина поступила в 1-е Архангельское медицинское училище, которое закончила с отличием. Ещё учась, она начала писать стихи.

   Некоторое время работала фельдшером в родном районе. Но тяга к учению, к поэзии, к новому и неизведанному пересилила, и О.Фокина собралась и поехала учиться в Москву.

(Слайд)

"Я вчера, уезжая учиться в Москву,
Шла по влажным лугам, по двинскому песку,
Шла, и в туфли мои набивался песок,
И в руке, что ни шаг, тяжелел туесок
И скрипел: подожди! подожди-подожди!
И какая-то боль поднималась в груди.
Я недавно бродила в еловом лесу ..."

Москва

(Слайд)

    В 1957 г. она поступила в Литературный институт им. М. Горького в Москве, в поэтический семинар Николая Сидоренко (позднее в этом семинаре стал учиться Николай Рубцов).
  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ им. М. Горького, творческий вуз в Москве. Основан в 1933. Студенты  занимаются изучением общественных и филологических наук, посещают специальные занятия в творческих семинарах (прозы, поэзии, драматургии, литературной критики, художественного перевода).

   В институте О. Фокина познакомилась не только с Рубцовым, но и с В. Беловым, С. Викуловым, А. Романовым.
  Вскоре после окончания учебы в 1963 г. в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее книга  «Сыр-бор», через три месяца — в июне 1963 г. — Фокина получила билет члена Союза писателей, а с осени этого же года стала жить и работать в Вологде.

Вологда

 
  В предисловии уже к первому сборнику Фокиной выдающийся мастер слова Борис Шергин выделил изначальное свойство ее лирики — «любовь к матери земле».
   В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу, олицетворений, сказочных мотивов; нередко используются традиционные фольклорные сравнения, диалектизмы.
Н. Рубцов вспоминал: «Сдержанная и даже строгая в разговоре, она тотчас оживилась и затихла, когда из репродуктора послышались удивительные мелодии русских народных песен. «Жить без них не могу», - грустно сказала она , когда пение прекратилось.»

target=

 "Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей..."

  Любимые жанры Фокиной — песня и частушка (на стихи поэтессы написано около сотни песен).
    Песенный строй ее многих стихотворений очевиден: «Провожанье», «Есть у меня два полюса...», «Песни у людей разные...», «Мой хрустальный апрель!», «Ах рыбаки, проспали зорю...», «С каждым человеком уходящим...» и др.
  В стихотворении «Тонькина рябина» Фокина сознательно подчеркивает эту связь:
            Что стоишь, качаясь,
            Тонькина рябина?
            У тебя — ни сада,
            У тебя — ни тына.

(Слайд)

   Частушечный ритм тоже характерен для поэзии О. Фокиной: «Первый снег», «Майское», «Пишут девочки в газету...»

  Однако ее стихотворения, в отличие от просто частушек, ограниченных строго определенными поэтическими формами, более широки и свободны в самораскрытии лирического чувства, язык их индивидуален.

 Мелодия

(Слайд)

  Вторым, после фольклорного, но не менее плодотворным  направлением   в творчестве Фокиной стало обращение к некрасовской традиции, прежде всего в изображении жизни русской крестьянки, ее тяжелой женской доли.

  За исключением своего первого сборника, во многом ученического, Фокина в своих книгах середины 1960—1970-х гг. («Реченька» — 1965, «Аленушка» —1967, «Стихи» — 1969, «Островок» — 1969, «Самый светлый день» — 1971, «Избранная лирика» — 1971, «Камешник» — 1973, «Маков день» — 1974) старательно следовала этим двум традициям.  

   Начиная со второй половины 1970-х гг. в творчестве О. Фокиной появились новые черты. В сборниках «От имени серпа» (1976), «Полудница» (1978), «Маков день» (1978), «Буду стеблем» (1979), «Речка Содонга» (1980) и других Фокина стремилась выйти из привычного круга своей поэзии, стихи стали приобретать мировоззренческую, философскую наполненность. Природную образность и песенную плавность речи в лирике Фокиной сменил образ дороги как символа жизни и судьбы.

   Поэмы Фокиной («Полудница», «Хозяйка», «Малина твоя») во второй половине 1970-х гг. стали приобретать эпические черты, от воспоминаний военного детства поэтесса шла к осмыслению истории. Изменился язык поэм, песенность отошла на второй план, в них стала преобладать разговорная речь.

  Нельзя не вспомнить еще одно очень известное стихотворение О. Фокиной   «Подснежники», в котором она постаралась отразить переживание детской души, любовь мальчика и его тоску по родителям, которые вынуждены были оставить сына. Война…

  В 1980-х гг. вышли новые сборники О. Фокиной: «Памятка» (1983), «Три огонька» (1983), «Колесница» (1983), «Избранное» (1985), «За той за Тоймой...» (1987), «Матица» (1987).    
  В стихи Фокиной влилась сильная публицистическая струя. Поэтесса призывала воскресить «сеятеля — сына Руси», протестовала против проекта поворота северных рек («У Двины хотят отрезать голубой ее приток»), саркастически замечала, что мы «все пихаемся "во дворянство", Мало жаждущих во крестьянство...». Фокина не могла молчать, она «кричала от боли»: «Лелеяное веками, Какое огромное поле Теперь заросло сорняками!».
   Где же выход? Поэтесса давно сделала для себя вывод: истина жизни — в труде («Имеющему голос спеть...»).


 

  Вторая половина 1980-х—1990-е гг. оказалась для поэтессы самой сложной и в жизненном, и в творческом отношениях. Перестали выходить сборники. Пауза продлилась десять лет — с 1987 по 1997 г. (сборник «Попахни, черемушка»), в журнальных публикациях палитра чувств порой ограничивалась только двумя эмоциональными красками: возмущением и растерянностью.

  В небольшом предисловии к сборнику «Разнобережье» (1998) О. Фокина отмечает: «Эти стихи, подавляющее большинство которых написаны мною за последние десять "окаянных" лет, — попытка засвидетельствовать мгновение времени с верой в безоговорочно мудрое и утешительное: "Пройдет и это..."».

   В стихотворениях и поэмах Фокиной видны темы и мотивы, общие для так называемого «почвенного» направления русской поэзии: темы земли и судьбы России, мотив «умирания» деревни, периодическое возвращение в нее, мотив сиротства. Важное место в ее творчестве занимает образ матери.

  Обращение к русскому фольклору, ориентация на народное мировоззрение, в основе своей крестьянское, — тоже признак лирики О. Фокиной, перешедший в 1980—1990-х гг. XX в. в открытую публицистичность.

Выдающиеся вологжане [Текст] / гл. ред. Г.В. Судаков ; худож. В.Г. Малиновский.  – изд. 2-е, испр. и доп.  – Вологда : ВГПУ, 2010. – 655, [1] с. : ил. – ISBN 978-5-87822-377-5.

Книга посвящена выдающимся уроженцам Вологодской области, а также лицам, длительное время проживающим здесь, прославившим своё Отечество в разных сферах жизнедеятельности. Материал распределён по семи рубрикам: государственные и общественные деятели, защитники Отчества, деятели науки и техники, церковные деятели, писатели, деятели искусства, спортсмены.
  Издание адресовано широкому кругу читателей, предназначено для использования в образовательных учреждениях и учреждениях культуры

Выдающиеся вологжане.
Найти книгу 2005 г. в формате PDF можно на сайте ВОУНБ в полнотекстовой библиотеке по ссылке: http://www.booksite.ru/fulltext/fam/ous/vologdian.pdf

Статья об Ольге Фокиной в электронной книге на стр. 433-436.

 Вологодские просторы [Текст] : фотоальбом о Вологодской области / под общ. ред. А.А. Васильева ; сост. Л.В. Лыскина ; автор фотосъёмки А.В. Лыскин ; авт. текстов А.А. Романов, Л.В. Паншев ; худож. В.Г. Смуруженков. - М. : Планета, 1987. - 239, [1] с.

Использовались:

  • фотографии природы из презентации "Меня звала моя природа" (2006 г.), выполненные автором работы Татьяной Фокиной (г. Сокол Вологодской обл.), а также фотографии из книги "Вологодские просторы" (Фотоальбом о Вологодской области. М., 1987).
  • текст из книги "Выдающиеся вологжане". Вологда, 2010.

© libr-sch-2

Бесплатный хостинг uCoz