Василий Васильевич Верещагин

1842-1904

   «Верещагин был действительно из породы каких-то диковинных богатырей. Весь его жизненный путь – путь художника-новатора; смелого воина и неутомимого путешественника…»  
     Верещагин – художник-реалист, работал в области бытовой картины, пейзажа, портрета. Он прославился своими картинами, на которых изображались батальные сцены, внёс огромный вклад в развитие батального жанра. «Если батальные живописцы до Верещагина преимущественно восхваляли войну, прославляли её инициаторов, то Верещагин посвятил свою кисть борьбе с завоевательными войнами….. В картинах Верещагина главным героем и действующим лицом выступает солдатская масса, а не сиятельные военачальники-аристократы».

Детство и юность

       Василий Васильевич Верещагин родился 26 (14) октября 1842 года в г. Череповце (ранее Новгородская губерния, ныне Вологодская область) в дворянской семье. Его отец  был помещиком-крепостником. Семья владела небольшими поместьями в Новгородской и Вологодской губерниях.  В 1845 году семья переехала в деревню Пертовка, где и прошли детские годы будущего художника. Уже тогда в душе мальчика зародилось неприятие к социальной несправедливости жизни крепостной деревни: порку крестьян, сдачу в солдаты провинившихся дворовых, насильственную женитьбу слуг, угнетение человека и барский произвол.

           Маму звали Анна Николаевна. Это была хорошо образованная женщина. Она приучила сына к чтению книг, особенно исторических.
     «Верещагин рано стал интересоваться искусством. Первым художественным произведением, взволновавшим Васю, был рисунок на платке няни, купленном у заезжего торговца: бешено мчавшаяся тройка, преследуемая стаей волков». Наверное, уже тогда он понимал, насколько реалистично своим драматизмом было это изображение. Он скопировал его в своём рисунке так точно, что все родные и заезжие гости подивились сходству.
       Но у родителей даже мысли не возникло, чтобы дать сыну художественное образование. В восемь лет его отвезли в Царское село и отдали на обучение в Александровский корпус для малолетних. Позднее,  когда Василию исполнилось 11 лет, его определили в Петербургский морской кадетский корпус.

Карьера морского офицера

       Его ждала карьера морского офицера. В годы учёбы  он столкнулся с муштрой, физическими наказаниями учеников. Верещагин успешно справлялся со специальными предметами: астрономией, навигацией, корабельной механикой, морской практикой, но любимыми предметами его были словесность, история и география. Его продолжало увлекать рисование, он стремился научиться рисовать как можно лучше. Для этой цели, будучи кадетом старших курсов и получив разрешение начальства, он стал посещать дополнительные занятия в рисовальной школе Общества поощрения художеств. И тогда он окончательно принял решение посвятить себя живописи. Блестяще окончив Морской корпус, Верещагин решительно отказался стать морским офицером. Его решение не было одобрено в семье. Произошёл разрыв отношений с отцом, который отказывался помогать сыну деньгами. Мать также не могла понять поступок сына, ведь карьера офицера ценилась в то время выше, чем занятие живописью.

Годы обучения в Академии.

      В 1860 году по окончании корпуса, Верещагин в чине прапорщика вышел в отставку «по болезни» и поступил в петербургскую Академию художеств. Она подготовила много талантливых русских живописцев, скульпторов и архитекторов... Учениками Академии были Айвазовский, Антокольский, Боровиковский, Брюллов, Александр Иванов, Кипренский, Левицкий, Репин, Суриков, Тропинин, Шубин и многие другие.
      Поначалу Верещагин с огромным желанием приступил к учёбе в Академии, но уже вскоре ощутил, что дальнейшие занятия не приносят ему удовлетворения. Студентов заставляли в основном изучать классиков эпохи Возрождения, а дипломные исторические картины писались исключительно на мифологические, библейские или прославляющие царизм темы. Василия Верещагина привлекала непосредственная работа с натуры и правдивое изображение живой действительности. Реалистическое направление в русском искусстве тогда только ещё зарождалось, не у всех оно вызывало понимание, и поэтому  не так ценилось, как общепринятое академическое.

Кавказ. Париж...

      Верещагин решил прервать свои занятия в Академии художеств и отправился на Кавказ. С 1863 по 1866 год  он дважды побывал на Кавказе. Там он много путешествовал, много рисовал. Он создал ряд превосходных рисунков – народные типы, бытовые сценки, пейзажные мотивы.
     Кроме того, он также дважды побывал в Париже. В 1864 году Верещагин поступил во Французскую академию художеств. Он учился в мастерской известного художника Жерома.

Шекснинские бурлаки

       В 1866 году Верещагин вернулся в Россию. Лето он провёл в селе Любец – имении дяди  на берегу реки Шексна. Там он наблюдал трудную жизнь шекснинских бурлаков. Он даже задумал написать картину «Бурлаки», в которой хотел отразить тяжёлую безысходную долю бедняков в царской России. Он выполнил эскиз картины, этюды к ней. Работу над самой картиной он начал в 1867 году в Париже, но так и не смог её завершить. В то время Верещагин испытывал  материальные трудности, так как был в ссоре с отцом, который отказался поддерживать сына деньгами. Чтобы существовать, Верещагину пришлось заняться  за границей рисунками на дереве. Времени на картину у художника не оставалось. Этюды картины в настоящее время находятся в фондах Третьяковской галереи.

Из Парижа в Туркестан

     В том же 1867 году Верещагин отправляется в Среднюю Азию, в Туркестан. В то время там шли военные действия.  Перед отъездом он договорился с начальством о том, что ему не будут давать военных чинов, а сам он не станет носить военной формы. Художник Верещагин принимал активное участие в боях и сражениях. В 1868 он в составе русского гарнизона оборонял Самаркандскую крепость. Семь дней длилась осада крепости. Русские солдаты отразили все атаки. Василий Верещагин проявил исключительную храбрость, самообладание, отвагу, за что и был награждён офицерским Георгиевским крестом IV степени. Это была единственная награда, которую Верещагин принял.
    «В результате пребывания в Средней Азии Верещагин написал ряд замечательных реалистических полотен, которые были показаны на двух выставках в Петербурге».
     Около половины всех картин, написанных Верещагиным под впечатлением пребывания в Туркестане, были посвящены изображению быта среднеазиатских народов, остальные относились к батальному жанру.
     Наконец-то его талант был замечен и признан. Именно реализм Верещагина привлекал и покорял тех, кто знакомился с его картинами.

Туркестанская серия картин.
http://veresh.ru/turkestan.php

Изображение быта среднеазиатских народов:
«Богатый киргизский охотник с соколом» (1871);
«Двери Тимура (Тамерлана)» (1872-1873);
«Узбекская женщина в Ташкенте» (1873);
«Самаркандский зиндан» (1873);
 и др.

Батальный жанр (ранние полотна):
«Смертельно раненный» (1873);
«Забытый» (18?)

Батальный жанр серии «Варвары»:
«Высматривают» (1873);
«Нападают врасплох» (1871);
«Окружили – преследуют» (1872);
«Представляют трофеи» (1872);
«Торжествуют» (1872);
«У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873);
«Апофеоз войны» (1871-1872).

Долгожданный успех

    Имя Василия Верещагина стало популярным среди многих ценителей изобразительного искусства того времени. Императорская Академия художеств даже решила присвоить ему звание профессора живописи, но сам художник, находясь в это время в Индии, в письме из Бомбея в редакцию газеты «Голос» отказался от этого звания. Это был публичный отказ, который очень разгневал императора и его приближенных. После этого начались гонения на картины художника.

В Индии

     Василий Верещагин дважды побывал в Индии: в 1874-1876 и 1882-1883 годах. Там он изучал жизнь страны, её природу, быт и культуру. В Индии Верещагин сделал много этюдов и зарисовок пейзажей, людей и животных.
  Индийская серия картин:
«Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875);
«Ледник по дороге из Кашмира в Ладак» (1875);
«Жители Западного Тибета» (1875);
«Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре» (1874-1876);
«Мавзолей Тадж Махал» (1874-1876).

http://veresh.ru/indostan.php

Балканская серия картин

    Кроме военного похода в Среднюю Азию, Верещагин принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., после чего создал уже картины так называемой балканской серии. Его картины потому настолько реалистичны, что художник сам видел войну. Он писал этюды, делал зарисовки в походный альбом, находясь под неприятельским огнём и рискуя своей жизнью.
  Картины балканской серии:
«Шипка – Шейново» (1878-1879);
«Панихида по убитым» (1877-1879);
«На Шипке всё спокойно» (1878-1879);
«Под Плевной» (1878-1879);
«Перед атакой» (1881);
«После атаки» (1881);
«Турецкий лазарет» (1881);
«Перевязочный пункт» (1881).

http://commons.wikimedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0?uselang=ru

Отечественная война 1812 года
в картинах Василия  Верещагина

     Период своего позднего творчества Василий Верещагин посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Он не был непосредственным участником событий той войны, но он был патриотом России, которого волновала судьба страны, в том числе историческая правда событий  войны с Наполеоном. Работе над картинами он посвятил 15 лет своей жизни (1887-1901). В 1889 году Россия отмечала  75-летие Отечественной войны 1812 года.  В этот период В.В. Верещагин проживает под Москвой и создает серию картин «Наполеон в России». Его задача была «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом». Художник воплотил в картинах свои идеалы. «Верещагин сумел выразить языком искусства освободительный характер Отечественной войны. Он показал истинное лицо захватчиков и их предводителя Наполеона, ради честолюбия обрекшего на уничтожение сотни тысяч людей».

 Серия картин, посвящённых Отечественной войне 1812 года.
http://veresh.ru/napoleon.php

«Не замай – дай подойти!», 1887-1895;
«С оружием в руках – расстрелять!», 1887-1895;
«Ночной привал великой армии», 1896-1897;
«На большой дороге. Отступление, бегство…», 1887-1895

и др.

Путешествия

      Верещагин много путешествовал как по России, так и за пределами страны. Он побывал во Франции, на Кавказе, в Средней Азии, на Балканах, в Индии, Сирии, Палестине, США, на Филиппинах и Кубе, в Японии. «Из путешествий по дальним странам Верещагин привозил много зарисовок. Художник изучал культуру, обычаи и нравы разных народов. Его карандаш и кисть запечатлевали национальные костюмы, жилища, сцены быта». 
       «В странах Европы и Америки устраивал бесплатные (или с низкой входной платой) выставки своих произведений». «С 1873 по 1902 год состоялось более 60 персональных выставок художника в Петербурге, Москве, Лондоне, Вене, Чикаго, Вашингтоне, Праге… Они становились настоящей сенсацией, поражая зрителей смелостью выбора тем, экзотикой, и огромным размерами картин». 
    В 1901-1902 годах В.В. Верещагин собирает материал о колониальных войнах на Филиппинах и на острове Куба.
   Когда началась русско-японская война 1904 —1905 года, Василий Верещагин поехал на Дальний Восток. Им двигало желание стать участником событий, чтобы затем  правдиво изобразить их в своих картинах.
        Погиб он как настоящий воин, как герой. 31 марта (13 апреля) 1904 года. В.В. Верещагин с адмиралом С.О. Макаровым находился на борту броненосца «Петропавловск», когда прогремел взрыв корабля от японской мины.

Памятник В.В. Верещагину
в Череповце


© libr-sch-2

Бесплатный хостинг uCoz